АНАЛИЗ ЦЕНООБРАЗУЮЩИХ ФАКТОРОВ

Факторы рыночного ценообразованиявзаимосвязанный комплекс экономических сил и интересов, оказывающих основное воздействие на формирование цен.

В условиях свободного ценообразования и самостоятельности предприятий перед ними встают проблемы экономически выгодного установления цен их продукции, выбора и реализации стратегии с учетом факторов, влияющих на уровень и структуру цен.

К основным факторам, формирующим конкретные рыночные цены относятся:

факторы спроса, определяющие цену товара, которую определяет покупатель

· платежный спрос – средства, которые может выделить покупатель на приобретение данного товара

· уровень сбережений и накоплений

· объем спроса

· потребительские свойства товара

· полезность товара

факторы, обусловленные альтернативными производственными возможностями

· предельная замещаемость продуктов при использовании имеющихся производственных возможностей предприятия

· предельная замещаемость альтернативных технологий

· предельная замещаемость факторов производства

факторы предложения, определяющие цену предложения товара, на которую претендует продавец:

· количество товара, которое будет предложено на рынке

· запасы этого товара у его возможных поставщиков

· издержки производства и обращения при реализации товара на рынке

· цены средств производства, используемые для выпуска соответствующего товара (природные ресурсы, капитал, рабочая сила, труд)

· налоги, акцизы и другие платежи

факторы потребительского выбора, определяющие конкурентоспособность товара при спросе на рынке заменяющих товаров:

· структура потребностей и возможных покупателей выбранного товара

·  замещаемость выбранного товара конкурентными товарами

· возможное сопоставление выбранного товара заменяемыми товарами

· сопоставление рынка выбранного товара

Факторы ценообразования :

1. контролируемые факторыфакторы, которые управляются высшим руководством предприятия, его функциональными службами и подразделениями

2. неконтролируемые факторы – факторы, которые не зависят от предприятия, то есть оно не может влиять на них (стихийные бедствия, налоговая политика)

В реальных условиях цены формируются под воздействием внешних и внутренних факторов.

Внешние факторы – факторы макроэкономического уровня, определяющие общую динамику или стабилизацию цен. Они не зависят от деятельности предприятия.

Внутренние факторы – факторы микроэкономического уровня. Они зависят от деятельности предприятия, определяют и направляют его финансово-хозяйственную деятельность. К ним относятся: способ производства, жизненный цикл товара, потребительские свойства товара и его новизна, ориентация на рыночные сегменты, организация сервисного обслуживания, авторитет и имидж фирмы или предприятия.

Потребители (покупатели) оказывают значительное влияние на принятие предприятием оптимального решения по ценам. Взаимосвязь потребителя объясняется двумя экономическими принципами: ценой спроса и ценовой эластичностью спроса.

Закон спроса гласит, что потребители обычно приобретают больше товаров по низкой цене, чем по высокой цене. Ценовая эластичность спроса определяет чувствительность покупателей к изменениям в ценах с точки зрения объема товаров, которые они приобретают.

Ценовая эластичность определяется отношением изменения величины спроса в % к изменению цен в %.

Сегментация рынка оказывает важное значение на формирование цен. Согласно сегментации рынка потребителей можно подразделить на 4 категории:

- экономные покупатели (основной интерес при покупке касается их ценности, высокая чувствительность к ценам, качеству и ассортименту товара)

- персонифицированные покупатели (упор делается на вид продукции, обслуживание и отношение фирмы, меньшее внимание уделяется ценам)

- этичные покупатели (готовы пожертвовать низкими ценами и широтой ассортимента для поддержания небольших фирм)

- апатичные покупатели (основное внимание уделяется удобству вне зависимости от цен)

Правительственные меры, связанные с ценообразованием подразделяются на 5 основных групп:

фиксированные цены – правительство ограничивает возможности фиксации цен по горизонтали и вертикали.

- горизонтальное фиксирование цен порождается соглашениями между производителями, между оптовой и розничной торговлей по установлению цен на данном уровне канала сбыта. Такие соглашения незаконны, согласно антитрестовскому законодательству, независимо от того, на сколько «разумные цены» в них указаны. Наказание за подобные нарушения могут быть весьма суровыми.

- вертикальное фиксирование цен имеет место в тех случаях, когда производители или оптовики пытаются контролировать розничные цены своих товаров или услуг

ценовая дискриминация – продажа монополиями одного и того же товара разным потребителям по разным ценам, если разница не зависит от различий в издержках. Закон запрещает производителям и оптовикам во взаимоотношениях с различными покупателями-участниками каналов сбыта по продукции схожего качества осуществлять ценовую дискриминацию, если она наносит ущерб конкуренции. Это касается цен, скидок, премий, гарантий по купонам и т.д. Условия реализации должны быть доступными для всех конкурирующих участников рынка сбыта на пропорционально равной основе.

минимальные цены. В розничной торговле запрещается продавать продукцию по ценам ниже издержек + фиксированный процент, покрывающий накладные расходы, и прибыль

хищенское ценообразование. Используя хищенское ценообразование, большие фирмы могут снизить цены ниже своих издержек в отдельных регионах, чтобы устранить небольших местных конкурентов. Подобная практика запрещена законом и подвергается штрафным санкциям

установление цен ниже себестоимости – продажа товаров в убыток используется для привлечения потребителей и также ограничивается законами о нечестной торговле. Розничная торговля прибегает к подобной практике обычно в отношении хорошо известных и широко рекламируемых товарных марок для увеличения общего объема продаж в магазинах. Она исходит из того, что потребители, привлекаемые подобными предложениями, будут также покупать и другие товары

Участники каналов сбыта - каждый участник каналов товародвижения стремится играть важную роль в установлении цены и в целях увеличения объемов реализации, получения достаточной доли прибыли.

К каналам сбыта относятся:

· производитель может получить больший контроль над ценой, используя систему: монопольного товародвижения или сбывать свою продукцию через розничную торговлю, а также открывая собственные розничные магазины

· оптовая или розничная торговля может добиться большего контроля за ценами, подчеркивая производителю свою важность, как потребителя, связывая поддержку с перепродажей, с долей прибыли, отказываясь реализовать невыгодные товары, поднимать цены на престижные марки

Конкуренция – еще один фактор, определяющий степень контроля фирмы над ценами.

Имеется 3 вида конкурентных сред:

·  среда, в которой цена контролируется рынком. Она характеризуется высокой степенью конкуренции, сходством товаров и услуг, фирмы пытаются установить цены выше, чем существующая конкурентная цена, тем самым привлекут не многих покупатель, поскольку спрос на любую конкретную фирму незначителен и покупатели переключаются на конкурентов

· среда, в которой цена контролируется фирмами. Она характеризуется ограниченной конкуренцией, с четко различающимися товарами и услугами. Фирмы могут добиться успеха при высоких ценах, поскольку потребители рассматривают их предложения как уникальные

· среда, в которой цена контролируется правительством. К ней относятся цены на электроэнергию, газ, коммунальные услуги и пассажирские перевозки. В каждом из этих случаев правительственные организации определяют цену после получения информации от компаний, организаций или отраслей, на которые влияют эти решения, а также от заинтересованных сторон (потребительских групп)

Издержки. Предприятие производит товары с целью получения прибыли. Более того оно пытается максимизировать соотношение между прибылью и затратами. Однако возможности конкретного предприятия установления цены на рынке ограничены и кроме того уровень цен складывается под воздействием целого ряда факторов. Поэтому для любого производителя главным, а иногда и единственным источником увеличения прибыли становится снижение зарплаты, что является важным условием выживания и благополучия предприятия.

Last modified: Thursday, 27 June 2013, 3:21 PM