Предпринимательская среда функционирования предприятия: понятие и виды
Среда функционирования предприятия представляет собой совокупность субъектов хозяйствования, их взаимосвязей, инфраструктурных звеньев и условий их деятельности. Под предпринимательской средой следует понимать сложившуюся в стране благоприятную социально-экономическую, политическую, гражданско-правовую ситуацию, обеспечивающую экономическую свободу дееспособным гражданам для занятия предпринимательской деятельностью, направленную на удовлетворение потребности всех субъектов рыночной экономики.
Предприниматели функционируют в определенных условиях составляющих в совокупности предпринимательскую среду, которая представляет интегрированную совокупность различных факторов, позволяющих предпринимателям добиваться успехов в реализации поставленных целей, в осуществлении предпринимательских проектов, договоров и получении прибыли. Как интегрированная сложная система предпринимательская среда подразделяется на: внешнюю и внутреннюю.
Внешняя среда – это совокупность внешних факторов и условий, прямо или косвенно влияющих на становление и развитие предпринимательства.
Внешняя предпринимательская среда включает следующие факторы:
- экономическое положение в стране и регионе;
- политическая ситуация характеризующаяся стабильностью развития общества и государства;
- правовая среда, четко устанавливающая права, обязанности, ответственность предпринимательской и других субъектов рыночной экономики;
- государственное регулирование и поддержка предпринимательства;
- социально-экономическая обстановка, связанная с уровнем платежеспособного спроса населения, уровнем безработицы;
- научно-техническая и технологическая среда;
- отсутствие проявления природных катаклизмов.
Внутренняя среда – это совокупность внутренних факторов, которые формируются непосредственно самими предпринимателями и оказывают прямое влияние на становление и развитие предпринимательства.
Внутренняя предпринимательская среда включает следующие факторы:
- наличие необходимого объема собственного капитала;
- правильный выбор организационно-правовой формы;
- выбор предмета деятельности;
- подбор команды партнеров;
- знание рынка и поведение маркетинговых исследований;
- подбор кадров и управление персоналом;
- механизм сохранения предпринимательской тайны.