Экономика предприятия: понятие, цели деятельности, внешние и внутренние условия развития
В условиях плановой экономики предприятие характеризуют как территориально целостный компактный экономико-географический объект с общественным разделением труда, производящий и реализующий определенную продукцию, характеризующий относительной экономической самостоятельностью и технологической завершенностью по производству продукции.
В условиях рыночной экономики предприятие – самостоятельно хозяйствующий субъект являющийся юридическим лицом созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
Гражданский кодекс РФ подразумевает под предприятием имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности, созданный в соответствии с законодательством, для производства и реализации продукции в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
Цель предприятия носит двойственный характер:
во первых – это получение максимальной прибыли с минимальными затратами;
во вторых – это полное удовлетворение запросов потребителей.
От цели деятельности предприятия подразделяют на 2 группы
коммерческие предприятия – самостоятельно хозяйствующий субъект с правами юридического лица, ставившее своей целью получение большей прибыли;
некоммерческие предприятия – самостоятельно хозяйствующий субъект с правами юридического лица , деятельность которого направлена на управление социально-значимых функций ( здравоохранение, образование, общественные и религиозные организации, фонды и др.).
На развитие хозяйственной деятельности каждого предприятия большое влияние оказывает его взаимосвязь с внутренней и внешней средой.
1. Внешняя среда предприятия
экономическая – воздействует на работу предприятия через денежно-кредитную, налоговую политику государства, инфляционные процессы и др.Экономическая среда формирует спрос на инвестиционные ресурсы;
социальная - воздействует на предприятие через платежеспособность спроса на его продукцию со стороны населения;
технологическая – определяет уровень используемых на предприятии у его конкурентов технологий;
правовая – формирует законодательно закрепленные «правила игры» в рамках которых должно функционировать предприятие. Правовую среду характеризует степень стабильности, исполняемости законодательных актов и демократизации их принятия.
государственно-политическая – регламентирует деятельность предприятия влиянием политических решений на экономические условия его функционирования. Зависимость предприятия от государственно-политической среды определяется степенью воздействия государства на экономические процессы. (через нормативные правовые акты посредством установления налоговых льгот, субсидий, налоговых ставок, ставки рефинансирования, государственных закупок, дотаций).
поставщики – материальных ресурсов, технологий и техники, финансовых ресурсов (банки, инвестиционные компании, государственные и пенсионные фонды, лизинговые компании, фонды поддержки малого и среднего бизнеса).
потребители- формируют рынок сбыта. Выживание предприятия зависит от его способности находить потребителей своей продукции и удовлетворять покупательские запросы.
конкуренты – определяют условия функционирования и величину прибыли предприятия.
Контактные аудитории – это внешние силы, непосредственно воздействующие на принятие решений предприятия и преследующие различные интересы, связанные с его деятельностью. К ним относятся государственные учреждения надзора предпринимательской деятельности, массовой информации:, общественные организации идр.
2.Внутренняя среда предприятия:
люди – составляют основу предприятия, оказывающие непосредственное влияние на его деятельность. Они характеризуются профессиональным составом, классификацией, интересами;
имущество предприятия – это совокупность материальных, финансовых и нематериальных активов, принадлежащих предприятию и предназначенных для осуществления его деятельности;
информация – с ее помощью все компоненты действующего предприятия связываются в единый синхронно функционирующий комплекс, нацеленный на производство данного вида продукции соответствующего количества и качества.