Подвопросы:
1. Международный валютный фонд.
2. Группа Всемирного банка.
3. Европейские валютно-кредитные и финансовые организации.
 
Развитие мировой экономики предполагает необходимость регулирования, проведения согласованных действий и координации экономической, в том числе и валютно-финансовой политики государств.
В этих условиях возрастает роль международных институтов, особенно валютно-кредитных и финансовых организаций. Причины их возникновения:
1) глобализация мировой экономики; 
2) расширение и углубление мирохозяйственных связей;
3) усиление процессов экономического регулирования в условиях нестабильности.
Они призваны решать основные задачи, как осуществление межгосударственного валютно-финансового регулирования, разработка стратегии и тактики мировой валютно-финансовой и кредитной политики в целях стабилизации международных финансов и ряд других.
Основными международными валютно-кредитными и финансовыми организациями являются МВФ, Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития, Банк международных Расчетов.
Международный валютный фонд (МВФ) был учрежден на международной валютно-финансовой конференции ООН (июль 1944 г.) в Бреттон-Вудсе (США, штат Нью-Гемпшир).
На конференции был принят Устав МВФ (статьи Соглашения о МВФ), который вступил в силу 27 декабря 1945 г., а деятельность Фонда началась в мае 1946 г.
Штаб-квартира организации находится в Вашингтоне (США), а отделения — в Париже (Франция), Женеве (Швейцария), Токио (Япония) и при ООН (Нью-Йорк).
Россия вступила в МВФ в июле 1992 г. По состоянию на январь 1999 г. число стран — членов МВФ составляет 182.
Основная миссия МВФ — регулирование валютно-кредитных отношений государств-членов и оказание им финансовой помощи при валютных затруднениях путем предоставления кредитов в иностранной валюте.
Основными целями МВФ являются:
1) расширение сотрудничества стран в валютно-финансовой сфере;
Основными целями МВФ являются:
2) Поддержка стабильности валют и регулирование отношений в валютной области среди государств-членов;
Основными целями МВФ являются:
3) оказание помощи в создании многосторонней системы рас четов по текущим операциям платежного баланса между странами-членами;
Основными целями МВФ являются:
4) устранение валютных ограничений;
Основными целями МВФ являются:
5)      временное предоставление странам-членам средств в инос-
транной валюте для решения проблем в финансово-кредитной
сфере.
Высшим органом управления МВФ является Совет управляющих, в ведение которого входит решение таких вопросов, как внесение изменений в статьи Устава, прием и исключение стран-членов, определение и пересмотр долей государств-членов в капитале, выборы исполнительных директоров.
Принятие решений в МВФ определяется голосованием, причем доля голосов стран-членов зависит от их доли в капитале Фонда.
Финансовые ресурсы МВФ образуются за счет капитала Фонда и заемных средств. Капитал формируется за счет взносов государств-членов, проводимых по подписке. Каждая страна-член имеет квоту, выраженную в СДР, которая определяет:
а) сумму подписи на капитал; 
б) возможности использования ресурсов Фонда;
в) сумму СДР, получаемую государством-членом при распределении;
г) количество голосов страны в Фонде.
Размеры квот зависят: 
от объема ВВП;
суммы текущих операций платежного баланса,
размера официальных золотовалютных резервов.
Заемные средства МВФ привлекаются в соответствии с Генеральным соглашением о займах, заключенным между центральными банками ведущих стран и Фондом об открытии кредитной линии на возобновляемой основе.
Кроме того, МВФ прибегает к займам у ряда стран на двухсторонней основе и у Банка международных расчетов.
МВФ осуществляет кредитование стран-членов в иностранной валюте для покрытия дефицитов платежных балансов, макроэкономической стабилизации и структурной перестройки экономики.
Фонд проводит операции только с официальными органами стран-членов. За счет собственных ресурсов МВФ предоставляет следующие виды кредитов:
1. Резервная позиция, представляющая собой сумму займов в виде резервной доли, т. е. возможности получения кредита в пределах 25% квоты страны-заемщика, и кредитной позиции, т. е. суммы займов, предоставленной страной-членом Фонду в рамках дополнительных кредитных соглашений.
2. Кредитные доли, т. е. средства в иностранной валюте, которые страна-член может получить сверх резервной доли.
3. Резервные кредиты «стенд-бай» и расширенное финансирование дополняют резервную позицию и кредитные доли и обеспечивают стране-члену гарантию того,
что при соблюдении определенных условий и проведении соответствующей финансово-экономической политики она может получить определенную сумму в иностранной валюте в обмен на национальную на определенный срок для решения экономических проблем.
4. Специальные кредитные механизмы, включающие такие виды кредитов, как компенсационное и чрезвычайное финансирование, дополнительный резервный механизм, чрезвычайные кредитные линии и другие, различающиеся по целям, условиям и стоимости.
За счет других источников Фонда оказывается льготная помощь наименее развитым странам с помощью механизма расширения финансирования структурной перестройки.
В связи с глобальными экономическими и финансовыми кризисами МВФ в 90-х годах ввел новые механизмы финансовой поддержки стран-членов, такие, как экстренное финансирование, экстренная поддержка, помощь странам после конфликта и др.
Предоставление кредитов со стороны МВФ обусловливается выполнением определенных политических и экономических условий, в связи с чем Фонд оказывает воздействие на выбор пути развития страны-заемщика, расстановку социально-политических сил, согласование экономической политики.
Подвопрос  2. Группа Всемирного банка 
Группа Всемирного банка представляет собой специализированное учреждение ООН, включающее Международный банк реконструкции и развития (МБРР),
Международную ассоциацию развития (MAP), Международную финансовую корпорацию (МФК), Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ).
Ведущей организацией в группе является Международный банк реконструкции и развития (МБРР), учрежденный Бреттон-Вудским соглашением в 1944 г. и начавший функционировать с июля 1946 г.
Целями МБРР являются:
содействие реконструкции и развитию территории государств-членов за счет поощрения капиталовложений на производственные цели;
Целями МБРР являются:
стимулирование частных и иностранных инвестиций путем предоставления гарантий, участия в займах и других инвестициях частных кредиторов;
Целями МБРР являются:
содействие росту международной торговли и поддержание сбалансированности платежного баланса.
Организация принятия решений в МБРР основана на количестве набираемых голосов, которые определяются долей страны-члена в капитале Банка.
Управление Банком осуществляют совет управляющих и директорат. Совет управляющих, состоящий из министров финансов и управляющих центробанков.
Он сосредоточен на принятии наиболее важных решений, определяющих стратегическую политику, а работа директората связана с оперативным функционированием.
Членами МБРР могут являться только члены МВФ, таким образом, число стран-участниц составляет 182.
Финансовые ресурсы для предоставления кредитов Банк формирует за счет паевых взносов стран-участниц и аккумулирует на мировом рынке ссудных капиталов. Кредиты выдаются либо правительством государств, либо под их гарантию.
В соответствии с провозглашенными целями Банк кредитует страны, реализующие программы экономических реформ, основанные на таких принципах, как:
снижение государственного воздействия на экономику, либерализация цен и отмена контроля за ними, стимулирование привлечения частного капитала для развития экономики стран, реформирование государственных финансов, укрепление финансового рынка и т. д.
Кредитование отдельных программ в странах-заемщиках обусловлено предоставлением Банку мировой информации об экономическом положении и исполнении предложенных рекомендаций.
выдача ссуд осуществляется путем совместного финансирования проектов, причем доля Банка в них составляет 30%. Срок предоставляемых кредитов колеблется от 12 до 20 лет.
Стоимость кредита зависит от конъюнктуры финансового рынка, поскольку большую часть ресурсов МБРР мобилизует путем эмиссии облигаций.
Международная ассоциация развития (MAP) была создана в I960 г. для льготного кредитования развивающихся стран.
MAP выдает кредиты правительствам стран-участниц на срок от 35 до 40 лет на беспроцентной основе, взимая только плату за административные издержки в размере 0,5% годовых.
Финансовые ресурсы MAP формируются за счет взносов развитых стран и трансферта прибыли МБРР, в связи с чем кредитование многих проектов MAP осуществляется совместно с МБРР.
Международная финансовая корпорация (МФК) создана в 1956 г. для стимулирования частных инвестиций в экономику развивающихся государств.
Финансовые ресурсы МФК формирует путем привлечения средств с мирового рынка капиталов. 
Кредиты МФК предоставляются на срок от 7 до 15 лет.
При кредитовании особый упор делается на отбор и анализ проектов, поскольку МФК не требует правительственных гарантий страны-заемщика, а берет все риски на себя.
Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ) создано в 1988 г. с целью стимулирования прямых инвестиций в развивающиеся страны.
Основной задачей, стоящей перед МАГИ, является обеспечение гарантий различных форм инвестиций путем страхования некоммерческих рисков. Срок гарантий — 15—20 лет, покрывающих до 90% объема инвестиций.
Подвопрос  3. Европейские валютно-кредитные и финансовые организации
Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) представляет собой международную организацию, созданную 29 мая 1990 г. на основе Соглашения между учредителями, которыми выступили 40 стран мира
Штаб-квартира ЕБРР находится в Лондоне.
Основной целью ЕБРР является содействие реформам в европейских постсоциалистических странах, направленных на формирование рыночных отношений, развитие частной и предпринимательской инициативы.
стимулирование развития частного сектора экономики путем мобилизации для этого иностранного и местных капиталов; инвестирование в производственную, финансовую и сферу услуг для поддержки частной инициативы;
стимулирование развития и расширения национальных рынков капиталов; оказание поддержки, технического содействия для подготовки и реализации экономически выгодных проектов.
Руководящими органами в ЕБРР являются Совет управляющих, Совет директоров и Президент.
Совет управляющих является высшим распорядительным органом, решающим принципиальные вопросы деятельности Банка, куда входят по два представителя от страны-участницы.
В компетенцию Совета управляющих входит:
прием новых членов в ЕБРР и приостановка членства;
В компетенцию Совета управляющих входит:
избрание директоров и президента ЕБРР;
В компетенцию Совета управляющих входит:
увеличение или уменьшение установленного капитала ЕБРР;
В компетенцию Совета управляющих входит:
предоставление полномочий на заключение генеральных соглашений о сотрудничестве с другими международными организациями;
В компетенцию Совета управляющих входит:
утверждение финансовой отчетности Банка;
В компетенцию Совета управляющих входит:
 внесение изменений в Соглашение об учреждении ЕБРР.
Решение других оперативных вопросов Совет управляющих делегирует Совету директоров, который является исполнительным органом, состоящим из 23 членов, избираемых на три года.
Президент Банка избирается Советом управляющих на четыре года и осуществляет управление текущей деятельностью данной организации под руководством Совета директоров.
Финансовые ресурсы ЕБРР сформированы за счет акционерного капитала, составляющего 20 млрд евро и распределенного среди стран-участниц.
Совокупные финансовые ресурсы Банка состоят из обычных ресурсов, включающих: уставный капитал ЕБРР; привлеченные заемные средства; средства, полученные в счет погашения займов или по гарантиям; прочие средства и средства специальных фондов,
включающих фонды технического и инвестиционного сотрудничества, целью которых является оказание содействия в подготовке и реализации различных видов проектов.
Формы деятельности ЕБРР:
предоставление кредитов на развитие производства;
Формы деятельности ЕБРР:
инвестирование в капитал; предоставление гарантий и оказание содействия в размещении ценных бумаг;
Формы деятельности ЕБРР:
размещение ресурсов фондов в соответствии с их целевым назначением и др.
Наиболее важными направлениями кредитной политики ЕБРР являются финансовый сектор, энергетика, телекоммуникации, транспорт, агробизнес, приватизация.
В Европе также функционирует ряд региональных валютно-кредитных и финансовых организаций, являющихся составной частью системы европейской интеграции и направляющих свою деятельность на развитие экономики стран ЕС.
Европейский инвестиционный банк (1958 г.), предоставляющий долгосрочные кредиты от 7 до 40 лет на освоение наименее развитых районов стран ЕС;
реконструкцию и строительство предприятий при нехватке финансовых ресурсов у страны-кредитора; развитие приоритетных для стран ЕС отраслей экономики.
Финансовые ресурсы банка образуются путем формирования уставного капитала и привлечения заемных средств с мировых рынков капиталов путем выпуска и размещения облигаций.
Европейский фонд развития (1958 г.) создан в целях ocуществления коллективной политики ЕС по отношению к ассоциированным с ним странам.
Основной задачей Фонда является координация программ предоставления помощи для развития ассоциированным странам. Финансовые ресурсы формируются за счет взносов стран ЕС и направляются в в льготных кредитов и субсидий на конкретные программы развития.
Европейский фонд ориентации и гарантирования сельского хозяйства (1962 г.) ориентирован на финансирование развития, концентрации и специализации хозяйственного производства и проведения единой политики в данной отрасли стран ЕС.
Источником финансовых ресурсов служит общий бюджет ЕС. Средства распределяются на Фонд гарантирования, за счет которого поддерживаются единые сельскохозяйственные цены и субсидируется экспорт аграрной продукции, и Фонд ориентации, служащий для развития агропромышленного комплекса.
Европейский фонд регионального развития (1975 г.) создан для выравнивания региональных диспропорций в странах ЕС. Финансовые ресурсы формируются за счет совместного бюджета ЕС, а распределяются в соответствии с задачами Фонда на конкурентной основе между странами — членами ЕС.
Европейский фонд валютного сотрудничества (1973— 1993 гг.); Европейский валютный институт (1994—1998 гг.);
Европейский центральный фонд предназначен для регионального межгосударственного валютного регулирования и в соответствии с этим контролирует соблюдение общей экономической политики, устанавливает единые валютные курсы и банковские процентные ставки,
осуществляет эмиссию евро и другие мероприятия в целях обеспечения экономического роста и валютно-финансовой стабилизации в странах Союза.
Банк международных расчетов является первым межгосударственным банком, созданным в Базеле в 1930 г. на основе межправительственного Гаагского соглашения шести государств (Великобритания, Франция, Италия, Германия, Бельгия, Япония) и группы американских коммерческих банков
для облегчения расчетов по репатриационным платежам Германии и военным долгам. В настоящее время в составе БМР — 34 страны-члена, он выполняет функцию координатора центральных банков ведущих Развитых стран.
Последнее изменение: четверг, 3 октября 2013, 18:39